?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О творчестве в молитве

Так сложилось что о творчестве в молитве практически ни кто не говорит. Уже сложилась привычка что нужно исполнять то правило какое благословит, ну и совсем редко если посоветует, батюшка.
Между тем само уставное богослужение это тоже творчество. Взять хотя бы литургии, они ведь бывают соединённые с вечерней, кое где священники отваживаются и служат утреннюю утром соединяя её с литургией, т.е. после великиго славословия сразу начало литургии. Но в основном богослужебная практика одна и таже утреню служат вечером сразу за вечерней, опуская малое повечерие, которое иногда читается в великий пост. И не мыслимо если вдруг на священник будет служить, например, великую вечерню накануне праздника Крещения Господня, а не "прописанную уставом" кастрированное великое повечерие. Если приглядеться, то это какой то симбиоз между великим повечерием и вечерней, великое повечерие полностью не служится, только начальная часть и, видимо ради "С нами Бог", остальное просто опускается. И эту практику бездумно повторяют из года в год, из века в век, а ведь сам этот странный чин говорит о творчестве, и что интересно о том что это не всенощное бдение, т.е. монахи после великого повечерия шли спать и потом встав служили утреннюю и литургию, часы служили в своё время. Максимум творчества это "аще изволит настоятель", часто мудрые священники говорят об этом - "аще благословит настоятель, то творим беззаконие", иногда это справедливое замечание, а иногда это голос начёничества с желанием чтобы всё соответствовало уставу, без зравого смысла и творчества.
Это, еще и, как бы неписанный "догмат", о том, что суть послушания заключается в тупом исполнении чего либо, отсюда уставные лекала рассматриваются как готовый продукт который даже, порой, не мыслимо осмыслять и грамотно приспосабливать к жизни общества.
Естественно что и касается молитв создалось такая практика что читают в основном утренние и вечерние молитвы, и один раз в год пасхальные часы, всё однообразно и сухо. В наших молитвословах в приниципе молитвы хорошие собраны, но нет там других и очень важных - "Воскресение Христово видевше" по воскресеньям, тропарей из седмичного круга богослужения, и редко кто практикует модитвенное призывание местночитмых святых, ну например: "Святии Новомученницы и Исповедницы земли Курския молите Бога о нас!" Нет великого славословия - древнейшего песнопения, которое вполне не только можно, но и нужно включить в молитвенное правило, причём это основная молитва которая должна обязательно читаться утром и вечером (в малом и великом повечериях она читается как грядущим ко сну - сподоби Господи в нощь сию без греха...), а так же молитву "Иже на всякое время и на всякий час" также можно было бы включить в молитвенное правило, а вот те молитвы, очень хорошие, что написаны после символа веры их можно читать по желанию, а не в качестве основных.
А также можно было бы в молитао словах дать советы что молитва может быть краткой чаще всего, и это не только Иисусова молитва, но и отдельные строки из псалмов - например при обуревании помыслов и чувств - "сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей", при унынии, печали, скорби - "на Тя бо уповах Господи, да не постыжуся во век!" Да и саму молитву Иисусову можно произносить по разному, это святоотеческая традиция - "Господи Иисусе Христе" или "Сыне Божий помилуй мя", или просто "Господи помилуй", то что отцы подходили к молитве творчески говорят повествования о них, так один говорил постоянно "Господи просвети тьму мою!", другой какой либо стих из псалма, оно было неизбежно если помыслы обуревают, так что Иисусова молитва растворяется фоном в миллиардах помыслов, то остаётся только и просить Бога что бы Он чистым сердце сделал и п.р.
Жизнь по инструкции которая в основном бытует в церкви это современное фарисейство убивающее дух.
В довершение добавлю важно чтобы молитва не была мантрой и пустым выбалтыванием слов, но чтобы в ней были соеденены ум, сердце сочувствующее словам молитвы и уста Бога славящего.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lena_malaa
Apr. 25th, 2015 07:11 pm (UTC)
тяжело соединять в молитве ум, сердце и слова. Наверно поэтому люди стараются вкладывать в молитву что-то одно, обычно слова, и желательно проверенные.
Я не осуждаю, Боже упаси, я оправдываю.
fortressofiron
Apr. 26th, 2015 10:14 am (UTC)
В общем то это правильно, если ум рассеян, то лучше всего несколько слов твердить, принуждая ум к вниманию, например - Сыне Божий Помилуй мя, или Господи помилуй. Именно краткость этих молитв постоянно произносимых и приучает ум не рассеиваться и плюс это и есть постоянная память о Боге.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

fortressofiron
fortressofiron

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel